Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
О реакции международных аналитических центров после Послания Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису Республики Узбекистан
27 Янв 2020

После выступления Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с Посланием Олий Мажлису многие аналитические и исследовательские центры начали изучать данное обращение.

Глава аналитической группы Defense & Foreign Affairs («Международные и оборонные исследования») Грегори Копли опубликовал мнение в аналитической статье «Президент Узбекистана обозначил в общих чертах самый масштабный стратегический подход в Центральной Азии со времен Советского Союза» (Uzbekistan President Outlines the Most Significant Grand Strategic Approach in Central Asia Since the Soviet Era).

В начале статьи отмечается, что выступление Президента Шавката Мирзиёева 24 января 2020 года на совместном заседании двухпалатного Олий Мажлиса стало одним из наиболее значительных заявлений о национальной политике лидера Центральноазиатской страны, где впервые были изложены конкретные этапы масштабной государственной стратегии с момента обретения независимости.

Он отмечает, что следующим компонентом этой важной стратегии, несомненно, будет рассмотрение места Узбекистана в глобальном контексте, которое можно будет сформулировать только после достижения ясности в понимании своей страной собственной идентичности и целей.

«Речь Президента Шааката Мирзиёева, нацеленная на выявление и представление чувства узбекской идентичности и ценностей, была слишком насыщенной, чтобы ее можно было быстро освоить, - отмечает Г. Копли. - Предусматривается заложение широкой, но в то же время детальной основы для экономического и социального развития государства и общества, переходящего по видениям Президента в новую эру».

Как заметил эксперт, объявление Шавкатом Мирзиёевым 2020 года «Годом развития науки, образования и цифровой экономики» подчеркивает необходимость создания общества, структуры и инфраструктуры Узбекистана, способной конкурировать по всему миру во всех сферах.

Искренняя откровенность главы государства в решении таких вопросов, как неприемлемый уровень бедности (12-15 процентов населения) и коррупция, подчеркнула реальность того, что он остается верным своему обещанию по созданию прозрачного правительства. Это была речь, ориентированная на внутренние жизненно важные интересы, но с точки зрения повышения стратегической конкурентоспособности Узбекистана в Евразийском и глобальном контексте.

По мнению главы аналитической группы Defense & Foreign Affairs, акцент Президента Узбекистана на правовых рамках, включая независимость судов и права граждан, найдет положительный отклик у иностранных инвесторов.

Все замечания касались необходимости такой социальной и экономической справедливости, которая может дать возможность обществу искоренить недопустимые уровни бедности и коррупции. Планы Президента Узбекистана по сотрудничеству с Олий Мажлисом по созданию инструментов противодействия коррупции, несомненно, найдут отклик. Это можно было бы рассматривать как простую риторику, если бы не прогресс, достигнутый им в борьбе с коррупцией с 2016 года.

Говоря о правоохранительных органах, Шавкат Мирзиёев признал необходимость существенного повышения профессионализма, при этом не затрагивал непосредственно другие вопросы национальной безопасности и внешнюю политику, кроме вопросов открытия границы и расширения торговых связей и инфраструктуры. Тем не менее, рыночная ориентация Послания отражала фундаментальную приверженность открытому обществу, которое будет привлекать одну ключевую целевую аудиторию – Евросоюз.

Зарубежный специалист подчеркивает, что в обращении говорилось о том, что Узбекистан должен как можно быстрее и эффективнее открывать свои границы не только для решения торговых вопросов, но и для открытия новых рынков.

Г. Копли отмечает: «Учитывая положение Узбекистана, не имеющего выхода к морю, его акцент на региональной экономической интеграции имеет решающее значение. Его следующим шагом будет обеспечение того, чтобы Узбекистан возобновил свою роль в развитии южных экспортно-импортных коридоров через Афганистан, Пакистан и Иран. Это будет означать, что Узбекистан будет нести определенную ответственность за содействие дипломатии по урегулированию конфликтов в отношении достижения мира в Афганистане и за решение будущих проблем изоляции Ирана».

Эти вопросы, по общему признанию, являются будущим этапом, и внутренние вопросы, которые рассматривал Шавкат Мирзиёев, должны стать неотложным приоритетом. Следующим шагом будет краткая презентация президентской повестки дня всему международному сообществу, включая банковский и инвестиционный секторы, а также политический уровень правительства.

Аналитик отмечает, что президентская программа является настолько всеобъемлющей, что ее необходимо разделить на ключевые моменты, которые могут быть восприняты отечественной аудиторией, в частности, чтобы помочь обучить ее подготовке к возможному участию в следующих президентских выборах.

Эксперт предполагает, что эти предстоящие выборы Президент обеспечил своими действиями, которые будут еще более динамичными и конкурентоспособными, чем новаторские выборы 22 декабря 2019 года.

Справочно: аналитическая группа Defense & Foreign Affairs является неправительственной организацией и членом Международной ассоциации стратегических исследований (ISSA), которая базируется в Вашингтоне. Defense & Foreign Affairs образована в 1972 году и занимается изучением вопросов национальной и международной безопасности, проводит специальные конференции и семинары по стратегическим и оборонным темам по всему миру.

Источник: УзА / Просмотров: 6
Нажмите чтобы прослушать выделенный текст! Powered by GSpeech